КУЛЬТ СНУСМУМРИКА

"Я владею всем, что вижу, о чем думаю. Я владею всем миром"


snusmumr

Унитьерра

Поняла вот, что на русском ничего не найти про Унитьерру. Поэтому - перевод, грубый, конечно, уж извините, на лучший нет ни времени, ни желания.
 
Возвращение свободы учиться
 
Юг Мексики, штат Чьяпас. В 1994 году он стал известен на весь мир из-за появления движения сапатистов. Первые альтерглобалисты, сторонники радикального освобождения человека, индейские повстанцы - это о них. Взяв контроль над значительной частью штата, они начали воплощать то, что раньше принято было называть утопией - свободное от государства и эксплуатации общество. И то, что именно на Сапатистских территориях продолжается масштабный эксперимент по либертарной педагогике, не должно вызывать удивление.   
 
Несколько лет назад мы исследовали радикальные выступления против образования и школ в поселках и пригородах, особенно среди коренного населения. Несколько школ были закрыты, а учителя уволены. Однако подавляющее большинство избежали такого типа политического противостояния, вместо этого обходили школьную систему, окольными путями возвращая и восстанавливая присущие коренному населению условия обучения.
Крестьяне прекрасно знают, как школы препятствуют их детям овладевать знаниями, необходимыми для жизни в своих общинах, для содействия общему благосостоянию своих земель и местностей. Кроме того, школы не могут подготовить также к жизни и работе за их пределами. Во многих сообществах в штатах Оахака и Чьяпас, в Мексике, родители уже не отправляют своих детей в школу.
 
Они по опыту знают, что обычно случается с теми, кто покидает свои общины, чтобы получить "высшее образование". Они теряются в городах, на отупляющих работах. Последние официальные исследования показали, что только 8% выпускников мексиканских университетов смогут работать по специальности. Юристы или инженеры работают таксистами или торгуют в киосках. Несмотря на понимание ситуации, люди до сих пор не теряют иллюзии, что высшее образование предлагает что-то их детям. Им неудобно лишать своих детей такой "возможности".
 
Жизнь без учителей
 
Однажды мы провели мысленный эксперимент, в котором воспользовались советом Джона МакНайта (John McKnight) - "представить мир без дантистов", - и применили это к учителям. Сначала многочисленные апокалиптические описания кружили вокруг стола, пока мы представляли мир без учителей и обучения. Но вдруг что-то радикально другое появилось в обсуждении. Мы представили множество других путей, которыми бы люди могли создавать отличный образ жизни.
 
Важнейший вывод нашего разговора - это понимание, что мы учимся лучше, когда никто не учит нас. Это можно увидеть как на примере каждого отдельного ребенка, так и по собственному опыту. Наши жизненные навыки приобретаются в практике, без всякого обучения.
 
После такого мысленного упражнения нам пришел в голову более практичный вопрос. Мы поняли, вместе с сапатистами, что изменять мир очень трудно, почти невозможно, легче создать новый. Собственно, это сапатисты и делают на юге Мексики. Как можно создать новый мир в своем маленьком, человеческом масштабе, в крошечном уголке в Оахаке? Как мы можем "обесшколить" (deschool) нашу жизнь и жизнь наших детей в мире, где школы до сих пор доминируют в головах, сердцах и институтах?
 
Наиболее впечатляющим уроком, который мы получили от этого упражнения, стало выяснение того, чего нам действительно не хватает в городской среде: условий для стажировки (apprenticeship). Требуя образования и институтов для обучения наших детей и молодежи, мы не замечаем трагической социальной пустыни, в которой живем. Им не доступны реальные возможности свободно учиться. Они уже не могут учиться вместе с отцом и матерью, дядей и тетей, бабушкой и дедушкой - просто говорить с ними, слушать их рассказы или наблюдать за их будничными делами. Каждый занят, бегая с места на место. И кажется, что никто уже не имеет настойчивости поделиться с новым поколением мудростью, накопленной культурой. Вместо образования, в действительности мы нуждаемся в условиях для достойной жизни, нуждаемся в сообществе.
 
Следовательно, нашей задачей стал поиск путей восстановления сообщества в городе, создание социальной структуры, в которой все мы, независимо от возраста, могли бы учиться и в которой каждый вид занятий мог бы процветать. На протяжении исследования мы удивлялись, как легко создавать альтернативы и как много людей заинтересованы в этом.
 
Итак, мы создали наш университет, Унитьерру (Unitierra). Молодые женщины и мужчины без дипломов, а лучше и без школьного образования, могут присоединиться к нам. Они учат, что хотят - прикладные ремесла, вроде городского огородничества и видеопроизводства, или социальные науки, или такие направления, как философия или массовые коммуникации. Они овладевают хитростями ремесла или областями знаний как стажеры у практикующих наставников. Кроме того, они учатся пользоваться современными орудиями и практиками, не доступными их сообществам.
Как только молодые люди попадают в Унитьерру, они начинают работать как стажеры. Они узнают, что нуждаются в специальных навыках, чтобы делать то, что хотят. Подавляющее большинство времени они приобретают опыт, занимаясь ремеслом, с наставниками или без них. Они могут выбирать и посещать специальные практические семинары, чтобы сократить время приобретения этих навыков.
 
Наши "студенты" учатся быстрее, чем мы думали. Уже через несколько месяцев их зовут обратно в сообщество, применять приобретенные умения.Они приносят там много пользы. Иногда они творчески сочетают различные направления обучения. Так например, один парень соединил органическое сельское хозяйство и восстановление почв (его первоначальное увлечение) с народной архитектурой. Но он не оказывает профессиональные услуги, которые бы позволили ему двигаться в направлении стандартов жизни среднего класса, живя за счет продажи услуг и товаров. Он учится делиться - как крестьяне, учится, что значит быть уважаемым членом своего общества и сообщества, как это было в древние времена.
 
Дисциплина и свобода
 
В Унитьерре мы не производим профессионалов. Мы создали товарищеское место, где все мы наслаждаемся, учась вместе. Но "студенты" и их сообщества осознают, что пребывание в Унитьерре - не отдых. Правда, у студентов нет классов или проектов. В действительности, они не имеют никаких формальных обязательств. Лишь непринудительные занятия. Их дисциплинирует долг перед их группой (другими "студентами"), перед нами (участники всех видов деятельности в Унитьерре), и перед своими сообществами.
 
Наши "студенты" не принадлежат общинам. Они сами являются сообществами.Конечно, они могут развлекаться и имеют на это очень длинные ночи танцев и много праздников. Но они несут ответственность перед своим обществом, то есть, перед собой. И надеюсь, именно это их дисциплинирует.
 
Наши "студенты" имеют такую ??внутреннюю и социальную структуру, которая служит основным условием для реальной свободы. Если вы ее не имеете, то вы - отдельный атом в массе коллектива, тогда вам нужен кто ответственен за организацию. Работники профсоюза, члены политической партии или церкви, граждане страны - все они нуждаются в организаторах и внешних силах, чтобы держаться вместе. Во имя безопасности и порядка, они жертвуют свободой. Реальные люди, завязанные сетью отношений, могут оставаться вместе в условиях свободы.
 
Иван Иллич (Ivan Illich) однажды сказал: "Настоящее обучение может быть только неторопливым занятием свободных людей." Он также сказал, что в обществе потребления мы или в тюрьме зависимости, или в сетях зависти.Только без зависимости и зависти, только без соревнования в сфере образования, в условиях свободы, мы можем насладиться настоящим обучением.
 
В Унитьерре мы продуктивно следуем установкам Пола Гудмена (Paul Goodman), друга и вдохновителя Ивана Иллича. Гудмен однажды сказал: "Представьте, что Революция, о которой вы говорите и мечтаете, состоялась. Представьте, что вы победили, и вы уже имеет общество, хотели. Как вы, лично вы, жили бы в этом обществе? Начните жить так сейчас! Что бы вы не сделали тогда, делайте это сейчас. Если вы натолкнулись на препятствия, на людей, или на вещи, которые не дают вам так жить, тогда начинайте думать о том, как перейти, обойти, пролезть под, столкнуть эти препятствия и ваша политика будет конкретной и практической ".
 
Называя Унитьерру университетом, мы насмехаемся над официальной системой и играем с ее символами. Через один или два года обучения, как только коллеги сочтут, что они уже достаточно компетентны в конкретном ремесле, мы выдаем "студентам" отличный диплом университета. Таким образом, мы предлагаем им общественное признание, в котором им отказала система образования. Вместо заверения количества жопочасов (ass-hours), как это делают обычные дипломы, мы подтверждаем компетентность, что сразу ценится сообществом, и защищает наших "студентов" от привычной дискриминации. Однако, как ни странно, большинство наших выпускников не требует никаких дипломов. Они им не нужны.
 
Мы также отмечаем старейшин и мудрецов современными символами. Таким образом, мы предлагаем дипломы Унитьерры людям, которые, возможно, никогда не посещали школы или нашего университета. Их компетенция заверенная соратниками и сообществом. Идея, опять же, заключается в своеобразном развлекательном и юмористическом использовании всех символов господства. Или, как говорит Иллич, "искаженного" использования произведенного государством или рынком.
 
Наши дипломы бессмысленны для желающих кичиться, требовать работы или любые привилегии. Они являются проявлением человеческой автономии.Как символ, они представляют принадлежность наших "студентов" в своих сообществ, а не правочто-то требовать. Тем не менее, 100% наших "выпускников" плодотворно работают в сфере, которой они овладели.
 
Следовательно, игры с символами системы - это не только проявление юмора.Это еще и своего рода защита. То, что мы делаем - чрезвычайно подрывающе. Определенным образом, мы подрываем все институты современного капиталистического общества. Упаковав нашу деятельность в обертку одной из самых почитаемых священных коров современности - образования - мы защищаем нашу свободу от нападений системы.
 
Здесь каждое Я - это Мы. То, как мы живем вместе, наша современная жизнь, укоренившееся в социальную и культурную почву, является источником надежды на времена, когда все мы, вдохновленные сапатистами, создадим новый мир.
 
__________________________
Эта статья является частью серии «Освободите Ваше пространство», и была напечатана зимой 2008 в номере журнала YES!.
Густав Эстева - низовой активист и депрофессионализированный интеллектуал.Автор многих книг и эссе, бывший советник сапатистов, и член нескольких независимых мексиканских и международных организаций и сетей, живет в поселке в Оахаке на юге Мексики.  
 
Статья на украинском - http://direct-action.org.ua/?lang=en&p=561 
 


Рекомендовать запись
Оцените пост:

Показать смайлы
 

Комментариев: 12

Рекомендовал эту запись

 



Я могу выдержать грубую силу, но грубая мысль несносна. Есть что-то нечестное в её действии. Это удар ниже интеллекта.
О. Уайльд


Клуб Путешественников


Цитатное

— Как тебя понимать?

— Понимать меня необязательно. Обязательно любить и кормить вовремя.

***

— Как Ваши дела?
— Никак
— Как никак?
— Совсем никак!

***

- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своем уме, и ты и я.
- Откуда вы знаете, что я не в своем уме? - спросила Алиса.
- Конечно, не в своем, - ответил Кот. - Иначе как бы ты здесь оказалась?

Как удивительны все эти перемены! Не знаешь, что с тобой будет в следующий миг 

***

Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась.

***

Встретить бы кого-нибудь разумного для разнообразия...


Метки

Хто здесь???

...Каждую осень Снусмумрик уплывает на своём плоту в южные края, чтобы вернуться в Долину весной. Снусмумрик большой любитель путешествий и странствий, знающий многие потайные места и знакомый со многими существами. Он живет в палатке, курит трубку и играет на губной гармошке. Не признаёт никаких ограничений. Старается хранить при себе как можно меньше вещей, предпочитая оставлять воспоминания о вещи, нежели её саму (из Вики)

(не знаю, чья картинка, но очень понравилась)


Интересы
альпинизм, ветер, высота, задумчивая литература, записи Денисовой, изобразительное искусство, квантовомеханическое моделирование, КП, криофизика, общение с неординарными людьми, парапланы и другие крылья, профессиональная музыка, путешествия, ролики, свобода мысли и действий, скалолазание, Снусмумрик, танго, туризм, фламенко, хорошее настроение, экстрим, Эрнесто Гевара де ла Серна
ОБОЗ.ua